поиска на warning.dp.ua
  

 

Отправь sms - наживи неприятность!

 

Читайте также:

Разводы на СМС в Интернет
10 мобильных афер: как дурят по смс

 

На рингтоны, заставки и SMS-приколы украинские абоненты сотовых операторов тратят десятки миллионов долларов. Этим пользуются не только легальные распространители контента для мобильных телефонов, но и мошенники.

В прошлом году на любителях закачать новую мелодию, заставку или игрушку в свой мобильник операторы сотовой связи и контент-провайдеры заработали порядка $180 млн. В значительную сумму обходится украинским абонентам стремление поучаствовать в SMS-чатах, теле- и радиовикторинах с помощью SMS.

Особо доверчивые потребители услуг сотовой связи время от времени попадаются на удочку мошенников чистой воды, даже не пытающихся скрыть «разводку» под благовидным предлогом, а просто предлагающих «перевести деньги на указанный номер и получить на счет вдвое больше». Самое интересное, что желающие подарить деньги «веселым и находчивым» все равно обнаруживаются.
В погоне за рейтингом

Руководителю одной из ялтинских частных фирм Михаилу Эйдельбергу придется до конца года расплачиваться за доверчивость сына своей сотрудницы. «У некоторых наших сотрудников есть корпоративные телефоны, которые им оплачивает компания, - рассказал «Профилю» господин Эйдельберг. - И вот 16-летний сын одной нашей сотрудницы с такого телефона отправлял SMS на короткий номер, чтобы повысить рейтинг своей странички в одной из социальных сетей. В конце месяца пришел счет на 70 тысяч гривен. Наверное, у парня теперь очень высокий рейтинг».

Собеседник «Профиля» уточняет, что предъявить претензии оператору не получилось: «Нашу задолженность мы будем погашать до конца года. А коллеге выдаем займ, который она будет постепенно выплачивать».

По оценкам продавцов мобильного контента, 80% потребителей подобной продукции - школьники и студенты. Как правило, за их любовь к новым mp3-мелодиям, «клевым игрушкам» и стремлению отдать свой SMS-голос за любимого артиста в телешоу приходится расплачиваться их родителям.

Нередко возникают ситуации, когда нерадивое чадо чересчур увлеклось мобильным общением, и в результате «наэсэмэсило» или назвонило на сотни, а то и тысячи долларов.
Сами виноваты

Удовольствие сомнительное, но не дешевое. В зависимости от вида виртуальной услуги одно SMS-сообщение на короткий номер может стоить от 2 грн до 25 грн. Наибольшей популярностью в своеобразном рейтинге мобильного контента пользуются так называемые средства персонализации телефонов - заставки и логотипы, рингтоны и реалтоны. За ними по прибыльности следуют коммуникационные сервисы (чаты, знакомства) и услуги информации (гороскопы, афиши, прогноз погоды и обмен валют). Все большую популярность приобретают различные оплаты услуг с помощью эсэмэсок - как правило, так расплачиваются за виртуальные покупки в Интернете.

«В этом году объем рынка мобильного контента мы ожидаем, как и в прошлом году, - рассказывает «Профилю» Игорь Шрайбман, директор компании «Джамп-Украина», одного из крупнейших украинских контент-провайдеров. - Падения не будет, будет отсутствие роста».

Молодежная аудитория, по словам господина Шрайбмана, является основным потребителем мобильного контента. Прирост рынка, показанный в прошлом году, специалист объясняет фразой: «Может, у них больше денег появилось». Для сравнения, в 2007-м рынок контент-услуг собрал порядка $100 млн., то есть почти в два раза меньше, чем годом ранее. По словам собеседника «Профиля», мобильный оператор получает 50% от стоимости каждой SMS или закачки. Оставшаяся половина суммы перечисляется провайдеру.

Представители сотовых операторов уверяют, что ответственность за честность и качество услуг несут владельцы контента. «Контент-провайдер несет ответственность за качество и корректность предоставления услуг, - говорит «Профилю» ведущий специалист по связям со СМИ компании «Киевстар» Сергей Товстенко-Забелин. - Если это телевизионная реклама, он обязан сообщить стоимость услуги. Оператор вправе применить штрафные санкции, вплоть до расторжения контракта в случае, если контент-провайдер некорректно предоставляет услуги».

«Если же абонент пользуется услугой prepaid (предварительно оплаченная услуга связи. - «Профиль».), оператору физически невозможно проконтролировать, ребенок это или взрослый, здесь уже - зона ответственности родителей», - отмечает господин Товстенко-Забелин.

С тем, что оператор фактически защищен от претензий родителей, чьи дети по недосмотру «начатились» на определенную сумму, соглашается и юрист Артем Хорунжий.

«Оператор связи при осуществлении звонка предоставляет две услуги - подключение абонента к сети, а также непосредственно передача информации голосом. В случае с SMS или закачкой из Интернета ситуация аналогичная. Хотел собственник мобильного телефона или нет, но услуги предоставлены: электричество потрачено, взаимозачеты между операторами произведены, операционистки получили свою зарплату, - комментирует «Профилю» Хорунжий. - Тот факт, что собственник услугу не заказывал, ничего не меняет. Фактически он виновен в допуске к телефону лица, которое, в итоге, и наговорило на три месячные зарплаты. Ведь никто не пойдет к интернет-провайдеру требовать возврата денег за то, что маленький ребенок нажал кнопку Enter на клавиатуре, и пошел процесс закачивания очередного сезона сериала «Доктор Хаус». Практически это одно и то же».

«Здравый смысл подсказывает, что невозможно найти необходимые аргументы, чтобы потом эти деньги вернулись. Доказательной базы для этого я, например, не могу придумать», - говорит юрист.
«Смахивает на лохотрон»

Любопытно, что мобильные операторы не предоставляют абонентам возможность услуги блокирования доступа к мобильному контенту. Объясняют это техническими сложностями, хотя фактически дело в нежелании отказываться от лишних реальных гривен за виртуальные услуги. Впрочем, по подсчетам экспертов, их заработки от продаж контента в общей доле доходов сравнительно невелики - 4-5%. По мнению специалиста консалтинговой компании Netton CG Романа Химича, «развивать допуслуги операторам просто неинтересно».

«Контент-услуги до сих пор в массе своей сильно смахивают на «лохотрон», «развод» на деньги, - замечает эксперт. - Их продвижение и рыночный успех основываются на двух факторах. Это ставка на импульсные покупки, в том числе на необъективную, недобросовестную рекламу. Второй фактор, о котором операторы и провайдеры не любят говорить, но который имеет место, - ставка на подростковую и даже детскую аудиторию».

Господин Химич полагает, что «операторы ведут себя безответственно, сознательно создавая все условия, когда несовершеннолетние, которым родители по необходимости покупают телефоны, имеют возможность эти родительские деньги тратить на всякую ерунду. Операторы в целом не желают давать родителям возможность заблокировать доступ к контент-услугам. Говорят, что это архисложно, мол, в конце концов, вы должны сами следить за своими детьми. Это циничный подход».

Эксперт вспоминает, как несколько лет назад, работая на одного контент-провайдера, администрировал розыгрыш призов: «Разыгрывали 60 MP3-плееров. Обзванивая победителей, я обнаружил, что свыше трети участников составляли дети младше 14 лет. А несколько победителей потратили сумму, которая превышала стоимость самого приза».
Игра на доверии

Мошенничество с помощью мобильной связи появилось вместе с появлением первых абонентов самой связи. Чаще всего телефонные «мошенники» под разными предлогами просят потенциальную жертву переслать при помощи SMS код пополнения счета или воспользоваться услугой «Перевод денег». Среди наиболее популярных «заманух»: «Вы стали обладателем приза. Переведите нам 10 UAH, и мы сообщим, как вам его забрать». Или «Переведи на указанный номер любую сумму и получи на счет вдвое больше». Как правило, найти «потерянные» деньги практически нереально.

Иногда аферисты подстраиваются и под веяния времени. В начале года в Киеве были расклеены объявления, предлагающие получить работу с зарплатой $3 000. За дальнейшей информацией предлагалось обращаться с помощью SMS на номер 7373. После отправки сообщения с лицевого счета списывалось 30 грн. В ответ приходила эсэмэска, любезно сообщавшая, что «заявка принята в систему и ожидает обработки».

«Мобильное мошенничество имеет самые разные формы, и мы активно предупреждаем абонентов на всех возможных уровнях, - говорит представитель мобильного оператора Сергей Товстенко-Забелин. - Например, на своем сайте мы сообщаем, что оператор никогда не проводит никаких акций, которые требуют, чтобы абонент сообщал кому-то код пополнения счета или пользовался услугой «Перевод средств».

Но, несмотря на все предупреждения, доверчивые абоненты все равно находятся. И если оценить объемы закачанных песенок и картинок возможно, то мобильные мошенники официальной статистики не ведут, а просто предлагают в очередной раз купить новый автомобиль за 25 грн.

Антон Кашликов, журнал Профиль

 


Читайте также:

SelectorNews
 

     быстрая навигация по порталу   <СПРАВОЧНИК ПО БЕЗОПАСНОСТИ>
способы выживания личная безопасность корпоративная безопасность безопасность средств связи
дорожная безопасность агентура и сбор информации компьютерная безопасность сексуальная безопасность
 


 



Реклама:

Реклама на портале WARNING.dp.ua

Исходя из безусловного права личности на собственную безопасность всем предоставляется право свободного копирования, распространения
и издания этих материалов, как в полном объеме, так и по частям в любых комбинациях!

KMindex Rambler's Top100