Дорожно-транспортное
происшествие - ДТП
Есть очень эффективные способы
увернуться от автомобиля. Например, вспрыгнуть на его капот
и быстро перекатиться. Или — резко взлететь от бампера, сделав
каскадный кульбит. Вы и сами не раз это видели в кино. Конечно,
в этом есть доля рационального — хотя бы подпрыгнуть, когда удар
неизбежен (это может спасти ноги от перелома). Однако опыт
полиции всех стран показывает, что лучший приём самозащиты
от дорожно-транспортного происшествия (ДТП) — соблюдать
правила выживания на улицах:
- Автобус обходить
сзади, а трамвай — спереди.
- Не выпрыгивать
на дорогу из-за сугроба.
- Не отпускать
от себя детей.
- Пользоваться
подземными переходами…
Как это обычно бывает
в системе личной безопасности, самые простые средства
оказываются и самыми надёжными. Психика страдает от постоянного
ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, смотреть
на каждую легковушку как на проносящийся рядом железный предмет
весом не меньше тонны (хотя это так и есть). Но для защиты
собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя
и детей безусловные рефлексы пешеходной дисциплины. Такие как:
в ожидании перехода не стоять у края тротуара, а в ожидании
автобуса — у края автобусной остановки.
ребёнок должен узнать и признать
необходимыми (это очень важно!) главные правила выживания
пешеходов:
- нельзя
переходить улицу на красный свет независимо от того, идут
или нет машины;
- на дорогу
можно с тротуара только сойти, а не выбежать;
- опасно
выходить на мостовую из-за препятствия: тогда
не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;
- на улице любой
вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой
скоростью (самый типичный случай — автобус или троллейбус
скрывает от пешеходов, обходящих спереди, практически весь
поток транспорта);
- ходить можно
только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом
к движению: тогда не только водитель видит тебя, но и ты —
водителя;
- переходя
улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине —
направо; на дороге расстояние зависит от скорости, поэтому
научись рассчитывать, когда до машины будет далеко, а когда
близко;
- без родителей
улицу лучше всего переходить в группе пешеходов.
Дорожно-транспортные
происшествия случаются и во дворах. ребёнок это должен узнать
от вас. Пройдите вместе с ним по территории, куда его отпускаете
гулять, и чётко обозначьте границы свободы. Причём надо иметь
в виду, что ДТП — это не только наезд автомобиля,
но и велосипеда. Кстати, велосипедисты — сильнейший источник
напряжённости для всех других водителей.
Особенно опасна дорога зимой:
по данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60%
происшествий всего года.
Для тех, кто оказался свидётелем
или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:
- Ни при каких
обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи
(оставление в опасности — уголовно наказуемое преступление);
бегство с места происшествия водителя, совершившего ДТП,
а также уклонение от освидётельствования может быть
наказано лишением права на вождение до 2 лет.
- Немедленно
сообщить о происшествии в ГАИ (это необязательно, если в ДТП
нет жертв, а у водителей — претензий друг к другу).
- Максимально
сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать
объезд, водители обязаны составить схему расположения всех
предметов и следов на дороге, подписать схему у свидётелей —
с адресами и телефонами — и только после этого убрать машины
с дороги).
- Став
свидётелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся,
необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет
и любые приметы машины и водителя; оказав помощь
пострадавшим, передать сведения в ГАИ.
Извлекая раненого из машины надо
быть особенно осторожным и придерживаться первого правила
Гиппократа: „Не навреди!“. Своим невежеством и суетой вы можете
буквально убить человека. Если ноги пострадавшего зажаты так,
что он чувствует только боль (или ничего не чувствует), если
есть подозрения на серьёзные переломы (особенно позвоночника) —
надо ждать врачей, оказав первую помощь: остановить кровь, дать
болеутоляющее. Вот в такие минуты и становится понятным, почему
правила дорожного движения предписывают водителям держать
в машине аптечку первой помощи. Если есть возможность и знания —
зафиксируйте переломы, хотя бы привязав пристяжными ремнями ноги
друг к другу или руку к туловищу.
Разумеется, без промедления
в любом случае надо извлечь раненого, если машина загорелась.
Вытаскивать пострадавшего надо
только после того, как вы ясно поняли — как вы будете это
делать. Избавьте раненого от лишних „пробных“ движений. Заранее
надо подготовить твердую поверхность, на которую вы будете
втаскивать человека сразу из машины. Это может быть и доска,
и вынутое заднее сиденье другой машины. Если пострадавший —
на переднём сиденье, его спинку надо опустить, аккуратно
придерживая человека.
Иногда бывает удобнее извлекать
раненого не через переднюю, а через заднюю дверь — так же
опустив спинку сиденья. Иногда — через крышу (ее не так
уж трудно срезать). В некоторых случаях следует разбить окно.
Вообще, перед тем, как двигать человека, уясните себе, что вам
надо разрушить в автомобиле, чтобы освободить путь
пострадавшему. Но, повторюсь, почти всегда лучше предоставить
эту работу профессиональным спасателям и желательно — под
контролем врачей.
Вытащив из машины, человека надо
сразу повернуть на бок или живот (но это недопустимо, если нет
пульса!), и очистить рот салфеткой (если он забит). Приподнимать
голову и подкладыватъ что-то под неё — нельзя,
также как и без крайней необходимости (скажем, опасность взрыва)
переносить человека с места происшествия без врачей.
Риск пострадать от ДТП — один
из самых высоких рисков в городе (см. МОЛНИЯ). И с 1896 года,
когда впервые пешеход был сбит автомобилем (что случилось
в Англии), этот риск только растет. На дорогах и улицах России
в 1995 году погибло около 33 тысяч человек. А в 1994 году
погибло около 35,5 тысяч человек. По статистике ГАИ в 1995 году
в нашей стране зарегистрировано 167 280
дорожно-транспортных происшествий.
По сравнению с 1991 годом, когда
в Российской Федерации отмечался „пик“ аварийности, количество
ДТП уменьшилось на 15,4%, число погибших на 12,5%.
И несмотря на статистику,
имеющую положительную тенденцию, ГАИ призывает быть
внимательными на дорогах: риск пострадать от ДТП один из самых
высоких рисков!
И вот повод задуматься о странном
свойстве страха. Многие люди очень боятся самолётов (что
бесполезно) и совсем не боятся автомобилей на улицах (где как
раз польза опасаться — самая прямая). |