СПИД И ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Девочки имеют меньше шансов посещать школу по сравнению с мальчиками
по
следующим причинам:
• Родители скорее будут тратить ограниченные средства на образование
для
мальчика.
• Многие семьи не понимают, какие преимущества дает образование для
девочек,
которым зачастую отводится роль подготовки к замужеству и выполнению
семейных и домашних обязанностей.
• Во многих общинах девочки уже находятся в неблагоприятном
положении с точки
зрения социального статуса, отсутствия свободного времени ввиду
высокой
нагрузки в связи с выполнением домашних обязанностей, доступа к
ресурсам и
даже отсутствия продуктов питания.
• Бремя по уходу за больными родителями и младшими братьями и
сестрами
зачастую ложится на девочек, что ограничивает их возможности для
посещения
школы; это особенно заметно в обществе, пострадавшем от СПИДа.
По оценкам, в начале тысячелетия 104 миллиона детей начального
школьного
возраста не посещали школу, причем девочки составляли 57 процентов
от общего
количества. Девочки также чаще, чем мальчики не могут завершить
среднее
образование в связи с ранним замужеством, беременностью и
обязанностями по
уходу в семье.
В странах с высокой распространенностью инфекции посещаемость школы
девочками за последние десятилетия уменьшилась. Девочек первыми
забирают из
школы, для того чтобы они ухаживали за больными родственниками или
присматривали за младшими братьями и сестрами. ВИЧ/СПИД грозит
уничтожить
положительные результаты, достигнутые в последнее время в системе
базового
образования, и несоразмерно влияет на посещаемость девочками
начальной
школы.
Часто считается, что девочкам и молодым женщинам следует мало знать
о сексе и
сексуальной жизни, однако такое отсутствие знаний ставит их в
положение риска
инфицирования ВИЧ. Исследования показали, что девочки в возрасте
15-19 лет
имеют меньше по сравнению с мальчиками базовых знаний о том, как
защититься от
ВИЧ/СПИДа, причем среди населения устойчиво бытуют различные
неверные
представления, а доступ к точной информации ограничен. Зачастую
такие мифы
могут причинять вред девочкам и женщинам, например, миф о том, что
«половой
контакт с девственницей может излечить от ВИЧ».
Посещение школы обеспечивает защиту. Образование – это один из
ключевых
факторов, который защищает против распространения ВИЧ и воздействия
СПИДа, о
чем свидетельствуют все новые факты. Посещение школы девочками
играет
важную роль для снижения общей уязвимости, однако этого
недостаточно, если не принимать конкретных мер для обеспечения
информации, навыков и контактов со
службами, работающими со школой и общиной.
Девочки, которые дольше посещают школу и получают знания
относительно
жизненных навыков и сексуальности, находятся в более выгодном
положении: они
позже начинают половую жизнь, получают более полные знания о
профилактике
ВИЧ, чаще пользуются презервативами, если они уже начали половую
жизнь, и
лучше понимают значение тестирования на ВИЧ. Существует три основных
направления в плане принятия ответных мер на ВИЧ/СПИД благодаря
получению
образования и его воздействия на девочек, причем этому может
способствовать
стратегическая деятельность:
1. Обеспечить посещение девочками школы, а также безопасную и
эффективную среду, что поможет им оставаться в школе и получать
знания.
• Отменить плату за школьное обучение. Факты говорят о том, что даже
в условиях
чрезвычайной бедности отмена платы за школьное обучение снижает
затраты на
школьное образование для родителей и общин, в результате чего
образование
становится более доступным для большого числа детей, которые ранее
не могли
посещать школу. Это особенно верно в отношении обеспечения доступа к
среднему образованию для девочек.
• Использовать стимулы, такие как выделение стипендий и питания.
Целевое
выделение денег и продуктов питания уязвимым домохозяйствам или
общинам
является успешным средством для повышения посещаемости среди
девочек.
Школьные субсидии дают различные преимущества и их легче
контролировать,
чем другие виды прямых субсидий. Многие страны успешно использовали
школьные субсидии для расширения доступа к образованию для девочек.
• Улучшение доступа девочек к школьному образованию является
наиболее
важным фактором, однако школы должны быть безопасными и обеспечивать
условия для эффективного обучения, что в свою очередь будет
стимулировать
посещение школы и окажется полезным как для девочек, так и для
мальчиков.
• Школы должны проводить работу для уменьшения дискриминации, с
которой
сталкиваются в школе девочки и молодые женщины, применяя для этого
соответствующую политику и практику.
2. Обеспечить обучение на основе выработки жизненных навыков, уделяя
особое внимание гендерным вопросам и профилактике ВИЧ, в рамках
общего
качественного образования, которого заслуживают все дети и молодые
люди.
• Школы предоставляют идеальную возможность для обеспечения доступа
девочек и мальчиков к качественному просвещению по вопросам ВИЧ/СПИДа
на
основе навыков не только через применение традиционных методов, т.
е. через
учителей, но также через установление связей между школой и общиной
и
организациями гражданского общества.
• Практика показала, что успешные программы профилактики ВИЧ/СПИДа,
реализуемые через школы, позволяют снизить основные факторы риска
ВИЧ/СПИДа, в частности, когда они включают не только предоставление
информации. Они также помогают молодым людям приобрести знания,
выработать отношения и жизненные навыки, необходимые для защиты от
ВИЧ и
СПИДа. • Помимо прямых преимуществ, связанных с приобретением знаний
и выработкой
поведения, качественные программы на основе жизненных навыков также
помогают:
o Обеспечить равное партнерство и участие между мальчиками и
девочками,
молодыми мужчинами и женщинами.
o Обеспечить, чтобы информация, связанная с ВИЧ/СПИДом, не
способствовала усилению гендерных стереотипов или иных предрассудков
в связи с ВИЧ-статусом, расой, религией, и помогала решать проблемы,
связанные с укоренившейся культурной практикой, такой как ранние
браки.
o Обеспечить равенство между мальчиками и девочками, молодыми
мужчинами и молодыми женщинами в связи с уходом за родственниками,
живущими с ВИЧ/СПИДом.
o Укреплять партнерские отношения между семьями, школами и общиной в
целях лучшей координации образования с другими дополняющими
стратегиями, такими как благоприятная политика и правовые рамки,
доступ к
презервативам и к услугам по профилактике и лечению при
заболеваниях,
передаваемых половым путем.
3. Обеспечить защиту девочек от насилия, эксплуатации и
дискриминации в
школе и за ее пределами.
Опыт пребывания девочек в школе не всегда является хорошим; школа
может
оказаться ужасной, особенно для молодых женщин, вследствие
распространенности
насилия на основе пола. Насилие на основе пола имеет место, когда к
человеку
применяется насилие, потому что он или она являются мужчиной или
женщиной.
Одной из форм является домогательство. Школы должны играть особую
роль в
противодействии насилию на основе пола, помогая учащимся понять
отношения и
структуры, которые этому способствуют, и то, каким образом этому
способствует их
поведение; а также помогая процессу исцеления.
В школах необходимо вводить меры безопасности и правила поведения,
которые
должны действовать не только в школьной среде, чтобы снизить уровень
домогательства и насилия, гендерной дискриминации и эксплуатации
девочек.
Такие меры должны обеспечивать безопасность по пути в школу и из
школы, а
также учитывать естественные связи между школой и общиной и
традиционные
способы обеспечения безопасности девочек и мальчиков в школе и за ее
пределами.
|